статьи
разное

skateboarding.ru

Домбайские каникулы

Итак, умирая от жары в первопрестольной столице я, бедный студент, уволился с двух работ и забрав у знакомых ключи от квартиры в Домбае благополучно уехал. Уже на курском вокзале, понял, что уезжаю не зря, увидев, что большая часть перрона заполнена людьми с рюкзаками и торчащими оттуда атрибутами - касками, ледорубами, и т.д. Даже украинская таможня заметив, что вагон полон каких-то отморозков, с сожалением, прошла мимо (ну что можно взять с людей которые везут с собой продуктов на месяц и полрюкзака железа впридачу). С коннектившись с группой которая тоже ехала на Домбай, я уже в 7 утра следующего дня попивал чаек наблюдая рассвет над Джугутурлючат.

После первого акклиматизационного дня (чистый воздух, нарзан и коньяк, смешать, но не взбалтывать) я почувствовал готовность к подвигам. Первой развлекательной прогулкой оказалось турье озеро. Местные жители утверждают, что названо оно так в честь козлов, которые там ошиваются (горные они или равнинные не уточнялось). Есть байка и про то, что один джигит переплыл его на спор, будучи в состоянии легкого понта, теперь ему всегда наливают стопарик к шашлычку… Я тоже немного поплавал; картина ледника впадающего в озеро и температура воды около 5 градусов Цельсия бодрили. А вокруг шастал народец, от простых туристов до отряда МЧСников, проводивших сборы. Вечером поглощая любезно подкинутые соседями грибы с картошечкой, я обдумывал планы на будущее.

Подписавшись с местным инструктором Саидом в поход на пик Кап я начал паковать рюкзак. Подъем до капских ночевок можно спокойно назвать акробатическим. Лезть с восемнадцатикилограммовым рюкзаком по обезьяней тропе (название на все 100% соответствует, только вместо лиан перила из стального троса) удовольствие, которое могут себе позволить только садомазохисты. Поставив палатку и намутив чифиру, мы расположились на "террасе" наблюдать радугу после дождя. Просидев за задушевным разговором до заката солнца я лег спать. Хотя мне почему - то в горах засыпается плохо, я уснул под монотонный шум водопада, находящегося неподалеку. В 5 утра не найдя одного фонарика мы поперлись на вершину. Приятно идти, когда за спиной медленно и неторопливо занимается рассвет. Решили пойти по 1б, а не по 2б, так как там уже кто-то лез. Миновав Белалакайский ледник, стали подниматься, обогнав по пути группу значкистов, которые вышли на час раньше нас с верх ней стоянки (на леднике). С вершины (чиста как пацаны) позвонили по мобил е в низ, в Москву, куда - то еще и тут мучительно захотелось чаю. - Саид ты спички взял, - сказал я распаковывая горелку, - А ты чай взял ? - последовал ответ и пара минут молчаливого мата. Значкисты подошли вовремя и поделились чаем, спичками и ручкой, которую мы тоже забыли. Вниз сползалось веселее, сдюльферяв полпути по леднику на ледорубе мы уже к 2 часам были на ночевках и, собрав палатки стали спускаться. Дойдя до кладбища альпинистов и отдав им, дань памяти вышли на дорогу, где нас подобрала машина, и через 15 минут мы в одежде ныряли в бассейн гостиницы "Снежинка" отпугивая дикими криками всех вокруг.

На следующий день я встретил своих знакомых из Москвы и мы решили вместе прогуляться на Бадукские озера .Ничего интересного, кроме того, что девчонки купались в двух озерах голышом не было. Правда вечером мы посетили сауну "Горных Вершин", где отлично поплавали в ночном бассейне (25*12 метров) и попили пивка.

В общем, подвиги не за горами, а в них, подумал я и идея загоревшаяся в мозгу неоновыми лампочками - "ТРАВЕРС МУССЫ" показалась мне черезвычайно заманчивой. Конечно же я знал, что там было всего лишь несколько человек, а история о том, что когда - то Домбайские инструктора ходили по этому маршруту в сто лохматом году, прибавила азарта. Маршрут малопривлекателен, как для альпинистов, так и для туристов он слишком длинен (около 8км скального гребня) и по высоте невелик (пик Гоначхир самая высокая точка Муссы 3200м). Выйдя утром и поднявшись по канатной дороге, я неторопливо пошел по гребню, попутно снимая себя на видеокамеру. Ракурс оттуда, отсюда, орел в облаках, лезу по скале, и говорю последнюю козырную фразу этого, уже далеко не солнечного дня; - Прогулочка пока вполне удается…;-) Но тут пошел мелкий моросящий дождик и на половине пути начались скалки, по которым лезть было уже не совсем в кайф. Дикий грохот под ногами заставил меня посмотреть вертикально вниз. Покосившись в мою сторону небольшое стадо туров, как бы говоря: - Ну, чувак, ты попал… -, пронеслось, мимо пуская вниз такие булыжники, что камнепад продолжался еще минут 20. - Конечно, умный в гору не пойдет, - рассуждал я сползая по скале, которая тянула на четверку. Тут я немного замерз, то ли оттого, что уже час шел моросящий дождь с элементами мокрого снега, то ли от того, что я не взял теплых вещей в принципе, и кроме мокрых треков, носков, шортов, майки и банданы не располагал ни чем. Миновав последний "форпост" (как мне показалось), я выполз на небольшой снежничек и сфоткав пару исторических кадров поперся в направлении перевала. Но не тут то было. К обрывам по 30 метров с каждой стороны я уже привык, но чтобы к ним приплюсовалась 6 метровая стенка впереди, без единой зацепки и площадкой внизу 0.5 на 0.5 метра это был явный перебор. Горы огласились истошным воплем (моим), - Какой мудак не взял веревку? И до сих пор недоумевая, как я, с замершими руками спустился по боковой стене, с полным отсутствием воодушевления решил путь продолжить. Поэтому когда картина повторилась в других пропор циях 50 - 30 - 50 метров, я понял причину того, что здесь никогда никого не бывает. Поматюкавшись пару минут, пытаясь отогнать надвигающийся приступ горняшки, пошел искать пути обхода. Тут сзади раздался звук похожий на перезарядку вспышки фотоаппарата. Повернувшись, я увидел метрах в 2 от себя какое-то необычное явление, как это не парадоксально звучит я УВИДЕЛ звук. Нарастающий писк и небольшой разряд молнии, истерично-придурочный смех, мат, все смешалось в доме Облонских. Проверив пару соседних кулуаров на возможность спуска, и не услышав стука кинутых туда камней я озадачился. Найдя относительно походящий вариант, оставалось только спускаться напрямую вниз… В общем, я спустился, пройдя пелену тумана поднимающегося вверх после дождя. Путь до дома по Домбайской долине (около 6 километров) показался сущим пустяком. А дома ждали тазик с горячей водой, чай с медом и, конечно, коньяк.

Пару дней цивилизованного отдыха: бассейн, бар, биллиард, кавказская кухня и общение с грамотным народом, восстановили моральные и физические ресурсы.

Задача: несложный, красивый, интересный, малохоженный, но стоящий маршрут. Ответ: Птышский перевал. Солнечная погода не могла не радовать. До ледника прогулка просто сказка, да и альпинистов попадающихся по пути было немного. Выбрав наиболее оптимальную траекторию подъема по леднику, от верхних птышских ночевок я старался ее придерживаться. Около полудня я устроил небольшую фотосессию, недойдя до перевала 1 метра. Меня остановил огромный рантклюфт, то есть туда перепрыгнуть можно, а обратно нельзя (путь в Сванетию свободен, а Российская граница неприступна). Если бы я взял сноуборд, то, наверное, нарыл бы какой нибудь трамплин, но … Спуск, перекус у водопада (опять эти гребанные шпроты), и наслаждение великолепием вокруг.

Вечером ко мне зашел человек, отвечающий за PR (public relations) заповедника и попросил отвести в Аманауз гринписовцев. Поэтому на следующий день я в качестве инструктора пошел в ущелье. Обычный маршрут, куда водят отдыхающих, чтобы они почувствовали хотя бы маленькую частичку величия и красоты этих гор. Фотограф гринписа, как и положено человеку с серьезной миссией (а их проект действительно глобальный - сохранение мирового природонаследия www.greenpeace.ru) обвешался аппаратурой как новогодняя елка. Каждый снятый кадр обязательно дублировался тремя другими фотоаппаратами, я уже не говорю, что один вид снимался с разных сторон, и еще на видео. Но это тоже отдых и небезынтересный. К тому же мы по шаткому ледниковому "мосту" перешли на другой берег реки и поснимали водопад с самой великолепной точки для обзора и подошли к третьему белалакайскому водопаду, который скрыт в трещине от посторонних глаз и о нем мало кто знает. Вернулся я только вечером и успел попасть на настоящую карачаевскую свадьбу местного дж игита. Но это отдельная история…

Теперь я был готов к реальному трипу. Уже договорившись с местным аборигеном Хусейном я, засыпая в мягкой кровати предвкушал НЕЧТО. Но погода сказала НЕТ, и потусовавшись пару дней по деревне и съездив на Кав. Минводы, чтобы сдать билет на поезд, я ждал развития ситуации. Хусю я нашел поздно вечером и, сказав, что завтра, даже в случае третьей мировой, мы все равно идем на Софруджу, и баста. В 4.40 мы вышли из поселка, в абсолютной темноте, фонарик, естественно, взять в голову не пришло никому. Наощупь, благо тропа была знакома, добрались до скал, и первая пятиминутная передышка, для запечатления первых лучей рассвета была на полпути до верхних "собачьих" ночевок. Я забыл сказать, что этот маршрут (Софруджу 1Б - 3781м) ходят минимум с одной ночевкой, а значкистов, вообще таскают с двумя. Но кинуть понты и доказать, что все это можно пройти за день, было делом престижа. Итак, мы идем темпом чуть пониже бега, благо налегке, уже к 7. 00 пьем на "собачках" чай, провожая взглядом снимающихся "сайгаков" недоу мен но поглядывающих в нашу сторону. Спасло меня то, что Хусейн спал всего два часа и пока он не окончательно проснулся я шел, используя свои возможности максимально (не зря я успел находить хорошую форму). После небольшого отдыха около10.30, где Хуся успел поспать на скалах минут 15, мы рванули дальше. На южной, самой высокой вершине, мы открывали записку в 11.30. Зацените - подъем с 1600м на 3780 за 6 с половиной часов из которых отдых суммарно составил всего минут 30. Сняв записку мы пришли в неописуемый восторг. Группа Киевлян, которые были на вершине за две недели до нас (все остальные ходят в основном на северную вершину, хотя она немного ниже) оставила две карамельки. Эта находка обрадовала не меньше, чем пару сотен грина. Снизу со стороны Абхазии поднимались облака, со скоростью болида формулы 1. Изменения метеорологической ситуации немного скорректировали наши планы и мы начали осуществление марш - броска домой, зайдя, правда на северную вершину, чтобы снять вчерашнюю записку. Опять пришлось сожалеть, ч то сноуборды не взяли, так как спуск просто чумовой , даже можно нарыть small air для того, чтобы перепрыгнуть трещину. С такими мыслями я шел вниз, обещая себе осуществление этой глобальной идеи когда-нибудь. Итак, мы в прямом смысле слова убегали от дождя, который уже лил сзади и иногда доставал нас брызгами, доносимыми порывами ветра. В 16.00 мы сидели дома, поедая манты и запивая их Бейлисом, так кстати оказавшегося на столе.

Все хватит серьезных походов, сказал я себе предчувствуя скорый отъезд и лишь изредка лазая вечером, на учебном камне. Отоспавшись утром захотелось жареных грибочков, и долго не думая, я пошел в лес. Поплутав немного и найдя неплохих белых, вышел на старую почти заброшенную тропу, ну и конечно пошел по ней. Потом решив, что напрямую путь короче, полез вверх. Где - то через 2 часа я пробирался сквозь первобытные дебри, мечтая о том моменте, когда я наконец вылезу на "плечо" белалакаи. Вид сверху оказался просто супер, а обзорная площадка по степени интереса никак не уступает, ни кругозору муссы, ни кругозору семенов - баши. Единственной причиной заставившей уйти из этого великолепия было чувство голода, хоть я и объелся черники, но желудок требовал более существенного. Если меня спросят катался ли я на американких горках, отвечу, что есть места покруче. Имеются ввиду родедондроновые заросли и уклон градусов 50 - 60. Обезьяна может и предок человека, но навыков скольжения по лавинному сбросу состояжего из абс олютно гладких листьев у меня точно нет. Правда тактика: отпустил руки - пролетел несколько метров отвесно вниз - схватился за что попало - чуть-чуть притормозил - отпустил руки ; оказалась в принципе эффективной, не считая побочного действия на ягодичные мышцы. По лесу идти было тоже весело; скачешь как горный козел от дерева к дереву, так как просто встать -невозожно, сила притяжения пытается сбросить тебя вниз кубарем. Жареная картошечка с грибочками отчасти компенсировала дневные приключения, а банька вечером, вообще заставила забыть все неприятности.

Одну ночь я переночевал в тарелке, все как положено - с пивом, шашлыками и невероятной красотой с утра, когда рассвет нежно пробует первыми лучами макушки гор ..

Осталось только поохотится за хрусталем, который был обещан в качестве подарка некоторым друзьям. Подрядив кой - какой народец, я рано утром отправился на поиски. Кратчайший путь на хрустальные озера, которые полностью вытаивают только в конце августа, ложные хрустальные перевалы - их 2. Сам хрустальный перевал в другой стороне, но спортивного интереса он не представляет. Поэтому около 4 часов подъема прямо от поселка достаточно для наслаждения абсолютно лунным ландшафтом. Этот участок вообще беден водой, как никакой другой. Скалы, скалы, безжизненые осколки камней, иногда уходящие из под ног небольшой сыпухой. Само озеро, конечно поражает не только своими размерами и прозрачностью, но и самим фактом своего существования. Охотится за хрусталем надо на втором (верхнем) озере, которое не все вытаяло. Кристаллы попадаются разные - от сахарной песчинки до огрызка антенны сотового телефона. Выбрав пару красивых камешков, можно спокойно идти домой, не забыв ощутить себя лунным скалолазом (ползя в лоб от озера к перевалу по непонятному ландшафту) и поснимать на верхнем кругозоре.

Все. Отъезд. Я уже и так задержался почти на неделю, а в Москве дела, работа, учеба, … И лишь сойдя с трапа самолета во Внуково я понял - счастье осталось там в неприступных, величественных, покоренных, но не покорных КАВКАЗСКИХ ГОРАХ. Домбай - я еще вернусь, так хочется в это верить…

Все замечания и предложения с удовольствием принимаются по 2 рубля 37 копеек по адресу muzzyenn@mail.ru.

P.S. Спасибо всем, кто принял непосредственное и опосредованное участие в моих приключениях.

Особая благодарность: Колесниковой Наталье за дружескую поддержку и за предоставленную видеокамеру; Маршанкуловым Марату и Эдуарду за все и за самую лучшую компанию; Лапиной Наталье (Гризли) за интересные идеи и за подгон треков; Головину Жене за пиво и за переброс цифрового фото, а также всех за уместную и правильную критику, и конечно же моей замечательной маме.

P.P.S. Посвящается моему отцу, трагически погибшему в лавине на Домбае 1 февраля 1994 года.