статьи
люди
фото
места
разное

skateboarding.ru

 
 

Сноуборд и веяния моды

В настоящее время все больше и больших молодых и не очень людей увлекаются сноубордингом. Этот, относительно новый в нашей стране, а на Западе уже ставший частью мэйнстрима, вид спорта в действительности возник совсем недавно.

Человек ведь всегда имел тягу к экспериментам и чему-нибудь новенькому, так, собственно, и появился первый прототип сноуборда: Джэк Берчет в 1929 году просто взял, да и вырезал доску из фанеры, а ноги на ней закрепил с помощью ремешков от упряжи. До следующего этапа развития сноубординга прошло более 30 лет, и воспринимался он только как зимняя забава для детей. На этот раз виновником стал некто Шерман Попен, который в 1965 году изобрел для своей дочурки новую игрушку - снерфер. Этот несложный агрегат представлял собой ничто иное, как соединенные вместе лыжи, к концу которых для управления была привязана веревка. Снерфер очень быстро стал популярным. И Попен, не задумываясь, наладил его производство, а через некоторое время организовал соревнования, в которых принял участие небезызвестный Джэйк Бертон. Это событие определило его дальнейшую судьбу. В 1977 году он, только-только окончив университет, переезжает на родину возникновения снерферов, город Ландандери, штат Вермонт, чтобы заработать немного денег и наладить собственное производство. Благо, идей в запасе у него было много: именно он делает ламанированные доски и создает первые крепления для ног.

Еще несколько человек в это же время пытаются организовать свои компании, но не все попытки имеют успех. Почему-то, в разработке инновационных идей везло больше молодым сорвиголова парням, чем опытным предпринимателям. Показательный пример - паренек по имени Майк Олсон, который, еще учась в школе, увлекается разработкой сноубордов. А в 1984 году он уже создает свою компанию Gnu, существующую и по сей день. Параллельно ему и Джэйку свою первую доску делает Том Симс. Вот это на самом деле очень увлеченный человек, причем мастер на все руки! Одержимый скейтбордингом, он решает попробовать себя и в сноубординге. К этому времени он уже вовсю латает скейты у себя в гараже на пару со своими дружками. Сделать сноуборд для него - легче легкого. Он просто берет и приклеивает кусок ковра сверху доски, а внизу приделывает вырезанный по форме лист алюминия - вот и все дела.

И хотя все больше людей увлекается сноубордингом, консервативные лыжные базы не охотно поддерживают этот молодой вид спорта. В 1982 году проводятся первые национальные соревнования, включающие слалом и даунхил, суть которых в основном сводиться к тому, чтобы суметь выжить. Потому что соревнования проходили на очень крутом ледяном склоне, - другого было не найти, т.к. к этому времени лишь несколько из возможных 600 горнолыжных курортов одобряют на своих склонах катание на сноуборде.

Основным же толчком развития сноубординга за пределами Америки стали два события. Первое - это выход в свет сноубордического журнала "Absolutely Radical", шесть месяцев спустя переименовавшегося в «International Snowboarding Magazine». Второе - участие в 1986 году Региса Роланда, французского райдера, в съемках видео «Apocalypse Snow», просмотр которого подвиг огромное количество молодых людей Европы осваивать снежные доски. Все эти события рождают новое поколение сноубордеров, а сам сноубординг становится популярным спортом не только в США и Европе, но и во всем мире.

С самого момента своего появления этот вид спорта пропагандирует индивидуальность самовыражения, свободу и независимость, и, конечно же, угар. В общем, полный отрыв во всех сферах жизнедеятельности. Этих простых принципов придерживаются многие экстремалы. Но именно сноубординг с его скоростями, невероятными полетами, необъятными просторами гор и вершинами, уходящими в облака, дает особое ощущение свободы. Свободы во всем: как в выборе доски и одежки, так и в поведении. С точки зрения экипировки здесь все очень просто: существует множество фирм, производящих доски, крепления, ботинки, и прочие аксессуары, которые ежегодно поставляются на рынок в огромном количестве. Это Burton, Sims, Gnu, Forum, Salomon, K2, Airwalk, Atlantis, Original Sin, Hammer, Duotone и еще целый ряд производитей. В штате таких компаний работают реальные прорайдеры, которые говорят, что и как улучшить, и профессиональные исследователи, которые знают за счет чего улучшить.

Burton - одна из самых популярных и самых старейших на сегодняшний день компаний, созданная в 1977 году Джейком Бертоном. До 80-х годов Джэйк поднимал компанию практически в одиночку. Развитие шло рывками, но постоянно усовершенствовались модели, вводились новые технологии, открывались филиалы в разных частях света. В 1993 году впервые в истории в производстве сноубордов были использованы специальные компьютеры-контролеры, применение которых позволило существенно механизировать и облегчить сам процесс изготовления досок. И сегодня компания продолжает развиваться семимильными шагами. В этом году Burton представляет рынку свою новую разработку - сноу-деку. Это что-то вроде маленького сноуборда со шкуркой и без креплений, т.е. смесь сноуборда и скейтборда. Первые модели под названием “Junkyard” будут подарены всем служащим компании на Рождество. В настоящее время эта компания считается ведущей, а ее манера “делать бизнес” - образцовой.

Другой не менее известный и популярный брэнд - Forum. Правда здесь есть одна задоринка. Правит этой конторкой никто иной, как Elan, известный производитель лыж и аксессуаров. Хотя и под своим именем доски они тоже делают. А Forum - это для тех, кто ни за что не купит сноуборд лыжной фирмы. Тем не менее, компания имеет одну из самых сильнейших команд, а ее сноуборды пользуются большой популярностью. “Наша цель - удовлетворение самых изысканных запросов любого, кому нравиться сноубординг,”- так говорит о себе сама компания. В этом году Forum имела честь представить на суд зрителей самое высокотехничное фристайл видео из когда-либо существовавших. Называется оно TRUE LIFE, участвуют лучшие райдеры: Девана Уолша (Devun Walsh), Питера Лайна (Peter Line), Джи Пи Уолкера (JP Walker) и вся Форум тим.

Gnu - третья сноубордиеская компания в истории. Имеет почти двадцатилетний опыт производства досок. Именно ее основатель Майк Олсон еще в конце 70-х годов, пробуя различные комбинации загибов и оставляя один конец тупым как у лыж, изобрел первую карвинговую доску. В свое время благодаря использованию самых смелых инновационных решений компания явилась своеобразным пионером сноуборда. Теперь это высочайшие стандарты, позволяющие делать доски не просто легкими, а легчайшими.

Своим внимательным отношением к команде славится компания Salomon, также один из ведущих и модных производителей сноубордов. В этом году она заключила контракт с молодым талантливым норвежским райдером Эспеном Арвесеном. О своем переходе в Саломон он говорит, что всегда хотел попасть в небольшую команду, где бы его реально понимали. Где бы как райдеры, так и сама компания были заинтересованы в совместной разработке продукции. Такая фирма есть - это Саломон.

Существует огромное количество других фирм, производящих отличные доски, но обо всех так просто не расскажешь. Это - известнейшие компании, а Burton и Gnu, к тому же, - старейшие. Но, по большому счету, это все ерунда. Выбор индивидуален.

Теперь, что касается шмоток. Ты не Кейт Мосс и не на подиуме. Ты - на горе. Поэтому одежда должна быть не продуваемой, водонепроницаемой, легковесной и теплой, но при этом должна оставаться стильной, как и твоя доска, подобранная точно под тебя. Большинство сноубордических компаний параллельно выпускают целые коллекции одежды, разработанной специально для занятий сноубордингом. Кроме того, существуют фирмы, такие как: Four Square, Special Blend, Wave Rave, Backhill, Northface, Planet Earth, специализирующиеся на производстве такой одежды. Их козырь - это применение новейших космических (в прямом смысле) технологий. Например, одна из новинок - материал Outlast, из которого в основном шьется нижняя одежда. Он используется астронавтами NASA и характеризуется высокой степенью контроля температуры тела. Он сохраняет тепло, но в тоже время в нем не будет слишком жарко. Многие фирмы также используют новый Gore-Tex® XCR™, это самая известная в мире дышащая, водо- и ветронепроницаемая мембранная система. Она на 25% “более дышащая”, чем традиционный Gore-Tex®. Большинство таких компаний работает под лозунгом “забудь о тяжелой и грузной одежде, думай о свободной и невесомой”. Некоторые производители даже стали убирать всякие нефункциональные, лишние рюшечки-кармашки с курток. Принцип прост - минимум всего, только нереальные вылеты с грэбом, если, конечно, ты не забыл надеть свои рукавицы.

Сегодня большинство отходит от широкой и мешковатой одежды. Это отражение так называемой тенденции ''ready-to-wear'', в которой вещи сидят более компактно и смотрятся более опрятно. Т.е. что-то более близкое к тому, что можно носить каждый день. Верх более темный, штаны более светлые. Основные цвета: хаки, серый, кремовый, нэви и светло-коричневый. Иногда с редким сочетанием, например, серого и оранжевого как у Burton.

Что касается ткани, то - это полиэстер и другие материалы из синтетических волокон, которые сохраняют кожу сухой и теплой (это особенно важно для нижней одежды). Забудь о хлопке и других натуральных тканях. Он быстро становится мокрым, тяжелым, и к концу дня, в лучшем случае, ты будешь дурно пахнуть. Для серединки выбери что-нибудь легкое, пропускающее влагу, но оставляющее тепло внутри. Подходящий материал - Microfleece. Верхняя одежда должна сочетать все эти характеристики. Она должна быть сделана из специального материала, представляющего собой что-то вроде системы из микроскопических дырочек, которые пропускают влагу наружу, но не позволяют воде и ветру проникать внутрь.

В настоящее время такие крупные компании как American Eagle, Abercrombie, The Gap, Structure и другие мажорные брэнды, ранее не ориентировавшиеся на сноуборд, также стали производить сноубордическую одежду, перекрывая тем самым воздух для небольших сноуборд-ориентированных компаний, работающих на этом рынке уже годы. Одежда от вышеперечисленных фирм зачастую выглядит так, как будто ты собрался на вечеринку и по цене она намного дороже. В то время как дорогие шмотки на горе не сделают тебя популярным. Бэкфлип в хафпайпе - вот что принесет тебе всеобщее одобрение и уважение. А эти компании лишь хотят заработать денег, получив большую долю от столь перспективного рынка товаров. Кто знает, может вскоре легко можно будет увидеть на склоне человека на доске Adidas Snowboards, в ботинках Nike, которые, кстати, уже существуют, с креплениями Reebok, штанах Giorgio Armani и курточке DKNY.

Под конец немного о нравах. В 1994 году сноубодинг был заявлен как олимпийский вид спорта. Он был признан вполне самостоятельным, а не просто новым веянием, которое скоро пройдет. И на Олимпиаде 1998 года были проведены первые соревнования. Новая дисциплина возымела большой успех, но, не смотря на это, остается что-то, что заставляет обывателей не очень хорошо думать о сноубординге и его представителях.

Когда канадец Росс Ребаглиати выиграл золотую медаль в гигантском слаломе, он должен был по правилам Международного Олимпийского Комитета сдать анализ мочи для проверки на допинг. Результаты анализа показали довольно большое содержание в ней марихуаны. Ребаглиати заявил, что не курил травку с апреля 1997 года, и что, возможно, просто надышался угара на вечеринке у своего дружка в Канаде. Медаль у него сразу же забрали, но потом, после переговоров с ISF, все-таки вернули. Да, к тому же я думаю, многие и сами не раз слышал подобные истории. Вот, к примеру, один мой знакомый прорайдер тоже мне частенько рассказывает, как они отрывались в Австрии, шатаясь по барам и клубам с местными сноубордерами, как накуривались с тренером австрийской сборной, как потом гоняли в Швейцарию и много всяких забавных историй. Но из каждого правила бывают исключения, и, если честно, манера поведения и выбор жизненного пути - в первую очередь, дело каждого. И кому какая разница, что подумает о тебе серая общественность, ты ведь свободен!

Ксения Эмли